Библиотека » Фармация новой формации

Фармация новой формации
Анализ социологических исследований, которые регулярно проводятся среди слушателей курсов повышения квалификации, показывает: сегодня особенно растет спрос не только на традиционных специалистов, но и на специалистов новой генерации — менеджеров по продажам лекарств, медпредставителей, маркетологов, логистов, организаторов производства. Вместе с тем, как отмечают фармспециалисты-практики, усовершенствование дополнительного фармобразования должно заключаться не только в расширении номенклатуры специальностей, но и в корректировке уже существующих, а также в изменении формата обучения.

Чему учиться

Как признают в вузах, к сегодняшнему дню назрела необходимость существенного расширения перечня специализаций для дипломированных фармспециалистов, оптимизации образовательных программ и стандартов в системе последипломного образования и непрерывного профессионального развития. С другой стороны, дополнительные знания, навыки, получаемые фармспециалистами, востребованы и клиентами: исследования показали, что 32% приходящих в аптеку нуждаются в консультации по применению не только лекарств, но и других фармацевтических товаров.

 

Как отмечает зав. кафедрой фармации Центра повышения квалификации и последипломной переподготовки специалистов Нижегородской ГМА Нина Соколова, сегодня наиболее востребованными являются такие направления, как психология в фармацевтической деятельности, персональное консультирование посетителей, ориентация в номенклатуре, маркетинг, финансово-экономический анализ, конфликтология. Кроме сертификационных курсов для работников первого стола большой интерес представляют тематические занятия, которые позволяют решать вопросы по расширению номенклатуры фармрынка, по сезонной востребованности препаратов, по взаимозаменяемости лекарственных средств и т.д.

 

Большинство принявших участие в обсуждении проблем послевузовского профессионального образования фармспециалистов считают, что необходимо расширить перечень специальностей, по которым выдаются сертификаты. Так, по словам зав. кафедрой фармации Института последипломного образования Башкирского ГМУ Галины Иксановой, необходимо дополнительно ввести две специальности — “Провизор отдела готовых лекарственных форм” и “Провизор больничной аптеки”. “Мы своими силами пытаемся как-то выйти из сложившейся ситуации, набирая учебную группу с учетом специализации провизоров, но сертификат слушатели получают либо по специальности “Фармтехнология”, либо “Управление экономикой фармации”, — говорит она.

 

Как считает зав. московской аптекой “Воробьевы горы” Нина Пашкина, сегодня система последипломного образования должна быть больше ориентирована на работников первого стола, которым необходимы знания о том, как действует препарат, как его применять, каковы возможности его замены и какие у него имеются противопоказания. С ней солидарна зав. аптекой № 388 МП “Нижегородская аптечная сеть” Ирина Масленникова, по мнению которой, в современную систему сертификационного обучения можно было бы ввести еще одно направление — для работников первого стола. “В современной аптеке провизоры и фармацевты, занимающиеся реализацией товара и работой с покупателями, — самая многочисленная, умная и важная категория сотрудников, т.к. от их работы во многом зависит прибыль предприятия. Первостольникам нужны знания по современному законодательству в сфере фармации, по фармакологии и фармакогнозии, мерчандайзингу и психологии. Они должны владеть навыками предотвращения конфликтов с посетителями и уметь консультировать, т.е. грамотно и в доступной форме дать ту информацию, которая необходима покупателю”, — поясняет Ирина Масленникова.

 

Фармспециалисты также отмечают, что сегодня актуально открытие на факультетах последипломного образования таких специальностей, как “Общая фармацевтическая практика”, “Больничная фармация”. Необходимость эту они объясняют потребностью в знаниях по организации фармации, технологии приготовления лекарственных средств, клинической фармакологии и т.д.

 

Фармработники должны сами выбирать программу профессиональной переподготовки и повышения квалификации. В данном контексте, считает зам. декана факультета последипломного образования Курского госмедуниверситета Ирина Комиссинская, специалистам могут быть предложены несертификационные образовательные мероприятия. К примеру, в рамках совместной деятельности Курского ГМУ и ААУ “СоюзФарма” разработан научно-образовательный проект, предусматривающий проведение комплекса научных исследований по изучению и совершенствованию актуальных вопросов сферы обращения лекарств с дальнейшим обсуждением полученных результатов в рамках образовательных мероприятий и их возможным внедрением в работу аптечных учреждений — членов ассоциации.

 

Анализ кадрового состава и структуры занятости фармдолжностей показал, что, несмотря на существование нормативных ограничений, фармацевты, имеющие среднее специальное образование и сертификат по специальности “Фармация”, нередко занимают провизорские должности и выполняют провизорские функции, хотя провизоры при этом обучаются по трем специальностям, а фармацевты — по одной.

 

По этой причине, по мнению преподавателей, оптимизация номенклатуры специальностей должна проводиться с учетом единства и взаимосвязи кадровых процессов одновременно для провизоров и фармацевтов. Это в свою очередь требует приведения в соответствие нормативно-правовых актов, регламентирующих номенклатуру фарморганизаций и должностей фармработников с установлением жесткого перечня должностей для замещения провизорами и фармацевтами (а в первую очередь — с учетом подготовки бакалавров, специалистов и магистров фармации). В Курском ГМУ, например, предлагают дифференцировать единую специальность “Фармация” на три составляющие: “Управление аптечным учреждением” (для замещения должностей руководителя или зам. руководителя сельской аптеки или аптечного пункта), “Хранение и отпуск фармацевтических товаров” и “Технология ЛС” (для аптек, осуществляющих экстемпоральное изготовление лекарственных форм).

Как учиться

Сотрудники аптек, опрошенные “ФВ”, отмечают, что наиболее оптимальной формой обучения для них является очно-заочная, сочетающая самостоятельную работу и лекционные занятия, на которых преподаватели знакомят слушателей с новыми законодательными актами и рассказывают об изменениях, происходящих на фармрынке. “Для нас очень важно, что на очных занятиях есть возможность не только получить важную информацию, но и пообщаться с коллегами и обменяться опытом работы с теми, кто приехал на учебу из других регионов, — рассказывает Ирина Масленникова. — Всегда интересно узнать, как у соседей на практике организована работа и как решается та или иная проблема”.

 

Очно-заочная форма обучения пользуется на данный момент большой популярностью среди провизоров еще и потому, что уехать на месяц на учебу и оторваться от работы провизорам-организаторам и руководителям аптечных учреждений сложно.

 

Впрочем, провизоры уверены, что будущее последипломного образования за накопительной формой обучения. Наиболее оптимальной ее называет и Ирина Комиссинская — она предполагает сочетание различных современных форм повышения квалификации специалистов в течение определенного промежутка времени. Это могут быть очно-заочные циклы, научно-практические конференции и семинары, тренинги, самостоятельная исследовательская деятельность специалистов с публикацией полученных результатов в печати и т.д. Главная идея накопительной системы отражает принцип непрерывности образования и заключается в том, что учиться один раз в пять лет в современных условиях информатизации профессиональных технологий недостаточно, чтобы квалифицированно и успешно работать в сфере обращения лекарственных средств.

Что учить

Содержание существующих учебных программ, по мнению фармспециалистов, также нуждается в заметной корректировке. “Мы вынуждены преобразовывать имеющиеся образовательные стандарты под тот контингент слушателей, который приходит к нам на переобучение, — рассказывает Галина Иксанова. — На дополнительно введенных курсах освещаются актуальные для работников аптек вопросы, не включенные ни в один из стандартов”.

 

Вместе с тем движение навстречу слушателям со стороны вузов не всегда бывает достаточным. Директор МУП “Аптека № 10” Владимир Памукчи (г. Железноводск Ставропольского края), в частности, указывает на оторванность преподавательского состава от фармпрактики: “Порой преподаватели знакомят слушателей с материалами, которые уже не актуальны. Например, если речь идет о законодательной базе реформирования здравоохранения и фармрынка. Необходим еще более тесный контакт между фармфакультетами и практической фармацией”.

 

“На курсах повышения квалификации, — продолжает Владимир Памукчи, — надо больше уделять внимания юридическим вопросам — оформлению трудовых отношений, делопроизводству. Для сотрудников аптек, занимающихся ДЛО, актуальны вопросы замены отсутствующих медикаментов синонимами и аналогами”. При этом многие руководители аптек отмечают, что быстро изменяющиеся условия работы требуют от фармперсонала и новых навыков, в частности знания компьютера.

 

По мнению руководителей аптечных организаций, преподавателей, работающих в системе послевузовского образования, очень важно разработать концепцию непрерывного профессионального развития в целях структурной перестройки фармобразования на основе его непрерывности в течение всей трудовой деятельности специалиста путем сочетания различных форм и методов обучения, внедрения современных технологий и материальных стимулов. При этом виды и продолжительность различных возможных форм обучения должны находиться в тесной взаимосвязи с этапами профессиональной деятельности специалистов и регламентироваться нормативно.

Тамара Лебедева


Источник: http://www.pharmvestnik.ru/text/13609.html

 

скачать dle 11.0фильмы бесплатно



Похожие материалы

  • Назрела необходимость проведения Общероссийского аптечного съезда
  • Эксперт: российские лекарства вытесняют импорт
  • Российскому читателю представили уникальную книгу об опыте лучшей американской клиники
  • Система высшего фармацевтического образования нуждается в изменениях
  • Закон «Об основах охраны здоровья граждан» может дать почву для появления потребительского экстремизма
  • Двухуровневая система фармацевтического образования
  • Госпитальному рынку прописали строгий контроль
  • Какова актуальность и законность организации аптечного распределительного пункта в ЛПУ, не имеющих в своем составе аптек, для упорядочения организации закупки, хранения и распределения лекарственных средств?
  • Если заказом препаратов в аптеке ЛПУ занимается экономист - является ли это противозаконным?
  • В нашем ЛПУ нет своей аптеки, но введена должность провизора. Не противоречит ли это действующему законодательству или соответствующим нормативным положениям, если да, то каким?
  • О профессиональных компетенциях специалистов фармацевтического профиля: регламентация квалификационных требований
  • Татьяна Мороз: “Аптеки учреждений здравоохранения живут по законам, писанным в прошлом веке”
  • Аптека формирует портфель: Ассортиментная политика аптеки должна основываться на знаниях фармакоэкономики
  • Формуляры как средство экономии
  • Комментарии к статье: Фармация новой формации (0)
    Информация
    Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 1 дней со дня публикации.