Дайджест / Фармацевтический рынок » Глобальный аптечный рынок. Часть первая: инфраструктура и ключевые характеристики


Глобальный аптечный рынок. Часть первая: инфраструктура и ключевые характеристикиРозничные игоспитальные аптеки работают во всем мире для обеспечения доступа пациентов к лекарственным средствам и оказания помощи в их ответственном применении. Согласно концепции FIP аптеки— это учреждения здравоохранения, вкоторых предоставляются фармацевтические услуги. К ним относятся как традиционный отпуск лекарственных средств, так и оказание дополнительных услуг.


Аптеки— необходимый элемент инфраструктуры системы здравоохранения. В данной статье рассматривается инфраструктура аптечного рынка в разрезе стран. Вследующей публикации будет представлен анализ экономики розничных игоспитальных аптек. Забегая на перед, отметим, что существует немалое количество различных систем вознаграждения аптек. Это связано с тем, что в глобальном фармацевтическом сообществе сегодня понимают, что деятельность аптек и работа фармацевтов должны надлежащим образом вознаграждаться.


В исследование включено 49 стран (у которых есть организационные члены вFIP). Данные получали спомощью исследований, полуструктурированных интервью ианализа соответствующей документации. Участие в исследовании было добровольным, в связи с чем некоторые страны давали ответы не на все вопросы. По этой причине по некоторым рассмотренным вопросам выборка меньше.

РОЗНИЧНЫЙ СЕГМЕНТ

Количество аптек существенно варьирует в разных странах (табл. 1).

Таблица 1

Количество аптек вразрезе стран суказанием данных онаселении

Количество розничных аптек

Количество жителей, имеющих доступ кодной аптеке

Рейтинг: количество аптек на100тыс. населения

Австралия

5240

4483

22

Австрия

1342

6360

16

Аргентина

20 000

2090

48

Афганистан

12 571

2499

40

Бельгия

4985

2252

44

Босния иГерцеговина

1310

2920

34

Бразилия

80 000

2525

40

Великобритания

13 450

4796

21

Вьетнам

10 250

8852

11

Гана

2391

11 059

9

Германия

20 921

3866

26

Дания

314

17 960

6

Зимбабве

480

30 415

3

Израиль

1450

5666

18

Индия

65 000

19 498

5

Иордания

2910

2270

44

Ирак

6300

5441

18

Иран

15 941

4923

20

Ирландия

799

5773

17

Испания

21 458

2163

46

Италия

18 102

3388

30

Канада

8925

3982

25

Китай

918 003

1486

67

Ливан

2722

1657

60

Македония

843

2501

40

Черногория

241

2580

39

Непал

16 119

1745

57

Нигерия

3000

59 506

2

Нидерланды

1981

8508

12

Панама

1025

3830

26

Парагвай

2200

3144

32

Польша

13 730

2767

36

Португалия

2912

3571

28

Россия

52 600

2734

37

Сербия

2574

2770

36

Сингапур

198

27 625

4

США

62 000

5143

19

Таиланд

12 300

5465

18

Танзания

500

101 515

1

Турция

24 406

3107

32

Уганда

750

51 793

2

Уругвай

1111

3077

32

Швейцария

1740

4707

21

Швеция

1280

7750

13

Шри-Ланка

2082

9913

10

ЮАР

3058

17 659

6

Япония

55 797

2278

44

Украина*

21 830

1961

51

 


Наиболее низкий доступ каптекам отмечен встранах снебольшим уровнем дохода. Например, в Танзании всего 1 аптека приходится на 100 тыс. населения. В Зимбабве и Уганде этот показатель составляет 3 и 2 аптеки соответственно. Наибольшее количество аптек на 100 тыс. населения функционирует в Китае. При общем количестве аптечных точек на уровне 918 тыс., в этой наиболее густонаселенной стране на 100 тыс. населения приходится 67 аптек.

 

ЦЕНОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

В большинстве стран используются те или иные подходы к регулированию цен на лекарственные средства (табл. 2). В зависимости от поставленных целей могут регулироваться все лекарственные средства или конкретный сегмент. Во многих развитых странах регулируются цены на препараты, включенные в систему реимбурсации.

Таблица 2

Подходы крегулированию цен налекарственные средства

Навсе лекарственные средства

Нарецептурные лекарственные средства

Нареимбурсируемые лекарственные средства

Нерегулируются

Афганистан

Канада

Австрия

Аргентина

Бельгия

Индия

Австралия

Дания

Босния и Герцеговина

Македония

Германия

Ирак

Бразилия

Нидерланды

Гана

Япония

Иран

Португалия

Ирландия

Черногория

Израиль

Италия

Нигерия

Иордания

Польша

Панама

Ливан

Россия

Сингапур

Парагвай

Сербия

Танзания

ЮАР

Испания

Таиланд

Турция

Швеция

Уганда

Швейцария

США

Великобритания

Зимбабве

Вьетнам

Итого: 11

5

14

13

Среди стран, включенных в исследование, у 30% отсутствует какое-либо регулирование цен на лекарственные средства.

Политики ценового регулирования могут распространяться на цены производителя, оптовые и/или розничные наценки (по­дробно этот вопрос будет рассмотрено в следующей публикации). В европейских странах один из наиболее распространенных подходов к регулированию цен производителя основан на использовании метода внешнего референтного ценообразования.

ОТПУСК ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

В большинстве стран отпуск лекарственных средств разрешен только в аптеке. Однако довольно распространенной практикой является разрешение реализовывать лекарственные средства безрецептурного статуса впрочих розничных точках (например супермаркеты, заправки ит.д.). Такая политика обусловлена тем, что в развитых странах к вопросу присвоения статуса подходят достаточно скрупулезно. Для того чтобы лекарственное средство получило безрецептурный статус, заявители должны предоставить регуляторным органам убедительные доказательства его безопасности для пациента (в том числе при самолечении). Другими словами, безрецептурный статус является гарантией безопасности препарата.


Реализация ОТС-препаратов вне аптек разрешена втаких странах: Австралия, Канада, Дания, Германия, Гана, Индия, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Македония, Нидерланды, Нигерия, Панама, Португалия, Польша, Сингапур, Южно-Африканская Республика (ЮАР), Шри-Ланка, Швеция, Швейцария, Танзания, Таиланд, Уганда, Великобритания, США, Зимбабве.


Примечательно, что вряде стран разрешен отпуск рецептурных лекарственных средств вне аптеки. По данным исследования, к этим странам относятся Индия, Израиль, Италия, Сингапур, Шри-Ланка, Танзания, Уганда.


Еще одним интересным моментом является отпуск лекарственных средств не посредственно врачами (табл. 3). Согласно данным исследования такая практика довольно распространена.

Таблица 3

Страны, вкоторых врачи могут отпускать лекарственные средства

Страны

Разрешено

Разрешено, ноограничено

Австрия

Австрия

Канада

Дания

Гана

Индия

Ирландия

Япония

Нидерланды

Сингапур

ЮАР

Шри-Ланка

Швейцария

Танзания

Таиланд

Великобритания

США

Зимбабве

В15% стран врачи могут отпускать лекарственные средства без каких-либо ограничений. Впрочих странах, где такая практика разрешена (24% стран, включенных висследование), отпуск препаратов врачами разрешен, однако он подлежит регулированию и контролю со стороны компетентных структур. В 60% стран такая практика запрещена.

АПТЕЧНЫЕ СЕТИ

Объединение аптек в аптечные сети разрешено не во всех странах (рис. 1). В частности, образование аптечных сетей запрещено в таких странах: Австрия, Дания, Финляндия, Германия, Ирак, Ливан, Испания и Турция.


Рис. 1

Глобальный аптечный рынок. Часть первая: инфраструктура и ключевые характеристики

Легальный статус аптечных сетей

Среди исследованных стран доля розничных аптек, входящих в аптечные сети, значительно варьирует. В Швеции, Сингапуре, Канаде, Сербии, Боснии и Герцеговине, США и Великобритании более 50% аптек относятся к сетевым объединения­м. Впрочих странах менее 50% аптек образуют аптечные сети. Однако вцелом (сопределенными исключениями) индивидуальные аптеки— превалирующая форма собственности аптечного бизнеса.


Наиболее консолидированы розничные сегменты в Швеции и Сингапуре. В этих странах на долю аптечных сетей приходится более 90% аптечного рынка. В Канаде— 80% аптек относятся к сетевым объединениям. В Сербии 70% аптек входят в состав сетей.

ТРЕБОВАНИЯ КПОМЕЩЕНИЯМ

Регуляторные требования к помещениям аптек отличаются в разных странах. В 28 из 42 исследованных стран действуют обязательные требования к площади аптечных учреждений (рис. 2). В то же время в 13 странах существуют регуляторные требования, согласно которым в аптеке должно быть предусмотрено отдельное место для оказания консультационных услуг. В 27 странах таких требований нет вообще.


Только в2странах эти требования конкретизированы. Впортугальской аптеке для этого должно быть отведено минимум 7кв. м, авовьетнамской— 1кв. м.

МНН ИГЕНЕРИЧЕСКАЯ ЗАМЕНА

Выписывание рецептов по международным не патентованным наименованиям (МНН) добровольно в более чем половине исследованных стран (рис.3). Внекоторых из них (21%) врачи обязаны выписывать рецепты с указанием только МНН. В14,5% стран выписывание рецептов суказанием только МНН (без торгового наименования) запрещено.

Рис. 2

Глобальный аптечный рынок. Часть первая: инфраструктура и ключевые характеристики

Требования кпомещениям аптек

Рис. 3

Глобальный аптечный рынок. Часть первая: инфраструктура и ключевые характеристики

Выписывание рецептов поМНН иосуществление генерической замены

Вто же время ни водной изанализируемых стран незапрещено проводить генерическую замену. Вменее чем половине стран фармацевты ваптеках обязаны осуществлять генерическую замену.

НДС НАЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

Поданным исследования, налог на добавленную стоимость (НДС) применяется к лекарственным средствам во многих странах (рис. 4). Медианный НДС— 9%. Страны, в которых НДС на лекарственные средства превышает 10%: Босния и Герцеговина (17%), Дания (25%), Германия (19%), Израиль (18%), ЮАР (14%) и Танзания (18%).

Рис. 4

Глобальный аптечный рынок. Часть первая: инфраструктура и ключевые характеристики

Налоговая политика вотношении лекарственных средств

Лекарственные средства не облагаются НДС в таких странах: Аргентина, Австралия, Канада, Иран, Ливан, Нигерия, Панама, Шри-Ланка и Зимбабве. В Швеции и Великобритании только рецептурные лекарственные средства не облагаются НДС.


В большинстве стран ставка НДС на лекарственные средства занижена по сравнению с другой продукцией.


Вряде стран налогообложение налекарственные средства неограничивается НДС. Например, в Гане, Нигерии и Вьетнаме действует импортный сбор на лекарственные средства. В то же время в 69% исследованных стран лекарственные средства не облагаются другими налогами.

ГОСПИТАЛЬНЫЙ СЕГМЕНТ

Госпитальная аптека, согласно определению FIP — это учреждение здравоохранения, которое осуществляет деятельность, связанную с закупкой, хранением и отпуском лекарственных средств для пациентов, обслуживающихся в больнице. В некоторых случаях госпитальные аптеки могут предоставлять услуги для пациентов, находящихся на амбулаторном лечении.


Впервую очередь, необходимо отметить, что среди проанализированных стран существенно варьирует количество больниц и койко-мест. Поданным исследованиям, наибольшее количество больниц функционирует в Японии (6,7 на 100 тыс. населения). В Австрии и Финляндии на 100 тыс. населения приходится более 5,7 и 5,5 больниц соответственно. В России этот показатель составляет 4,3 больницы на 100 тыс. населения.


В 30% стран на 100 тыс. населения приходится 2–4 больницы. Среди них Великобритания (3,7), Германия (2,4) и другие. В40% стран этот показатель колеблется на уровне 1–2 больницы на 100 тыс. населения. В15% стран этот показатель менее единицы. Причем если в Дании, Швеции, Израиле иСингапуре это может быть связано сразвитой системой первичного звена (втом числе амбулаторий икабинетов семейного врача), то в Зимбабве, Панаме и Нигерии— с неразвитой инфраструктурой учреждений здравоохранения. Вчастности, вНигерии на100тыс. населения приходится 0,1больницы.

Существенно варьирует и такой показатель, как количество койко-мест надушу населения— от 123 койко-мест на 10тыс. населения в Японии до 2,6 на 10 тыс. населения в Панаме. На 2-м месте по количеству койко-мест в перерасчете на население— Россия (94 на 10 тыс. населения). Затем следует Венгрия— 65 койко-мест на 10 тыс. населения, Германия— 61 на 10тыс. населения.

Вболее чем 40% стран этот показатель колеблется на уровне 20–40 койко-мест на 10 тыс. населения. Среди них— только одна страна суровнем дохода ниже среднего— Шри-Ланка, в которой функционируют 32 койко-места на 10 тыс. населения. В20% стран количество койко-мест на10тыс. населения составляет менее 20. Преимущественно это бедные страны (Афганистан, Панама, ЮАР идругие).

ГОСПИТАЛЬНЫЕ АПТЕКИ

20стран, принимавших участие висследовании, предоставили данные одоле больниц, вкоторых действуют госпитальные аптеки. Вподавляющем большинстве случаев аптеки функцио­нируют вовсех больницах (60% стран).

В США в 97% больниц есть госпитальные аптеки. В Сербии и Испании этот показатель составляет 95%. В Гане и Израиле аптеки функционируют в 70% больниц. В Финляндии этот показатель довольно низкий— 40%. ВРоссии в44% больниц работают аптеки. Меньше всего госпитальных аптек в Австралии— в 30% больниц. Если в больнице не функционирует аптека, это лечебное учреждение зачастую пользуется услугами другой госпитальной аптеки.

Наибольшее количество госпитальных аптек в перерасчете на душу населения— в Японии (рис.5). Минимум госпитальных аптек— в Нигерии (0,06 на 100 тыс. населения). В то же время в ряде развитых стран этот показатель также не является высоким: в Швеции— 0,8 госпитальных аптек на 100 тыс. населения, в Швейцарии— 0,7, а в Израиле и Германии— 0,5.

Рис. 5

Глобальный аптечный рынок. Часть первая: инфраструктура и ключевые характеристики

Количество госпитальных аптек в пересчете на 100 тыс. населения


В данной публикации рассмотрена инфраструктура аптечного рынка в разрезе исследуемых стран. В следующей публикации мы узнаем, как и за счет чего зарабатывают аптеки и фармацевты.

Продскачать dle 11.0фильмы бесплатно



Похожие материалы

Комментарии к статье: Глобальный аптечный рынок. Часть первая: инфраструктура и ключевые характеристики (0)
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 1 дней со дня публикации.