Дайджест / Фармацевтический рынок » Основные итоги 2011 года для российского фармацевтического рынка

Основные итоги 2011 года для российского фармацевтического рынка
Конец года - самое время оценить основные итоги 2011 года для российского фармацевтического рынка. Первое, что приходит на ум при рассмотрении того, как изменился рынок, а также оценок, того, куда он движется, - это последствия регуляторных изменений, произошедших еще в 2010 году. Главных было два - введение нового порядка регулирования ценообразования для препаратов, входящих в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), а также принятие Закона «Об обращении лекарственных средств».


Положение нашего рынка, развитость систем возмещения, уровень потребления и качество лекарственной помощи в России все еще заметно отстают от развитых стран. Поэтому про нашу регуляторную систему мы привыкли говорить в аналогичном ключе. И совершенно справедливо было бы ожидать постепенного сближения регуляторных практик в России и Европе. Но тут возникает двойственное чувство. Одни и те же действующие нормативные документы могут одновременно приближать российскую действительность к европейской модели и отдалять ее еще дальше. То есть национальные особенности, часто выражающиеся в непоследовательности принятия решений и отсутствии внятной «дорожной карты», превалируют над отработанными на Западе моделями. И возможно, это не всегда плохо.
 
Так, с одной стороны, Закон «Об обращении лекарственных средств» содержит четкие указания по срокам процедур регистрации, но с другой - ввел в практику дорогую, неповоротливую и в основе своей непрозрачную процедуру проведения фактически повторных клинических исследований для импортных препаратов на территории РФ. Одновременно с введением этого правила было ограничено количество центров, имеющих право проводить подобную работу.
 
Результат потребители могут ощутить уже сегодня - ставшая по закону прозрачной процедура регистрации (а это важнейших шаг к расширению выбора лекарственных средств для граждан страны) остается такой же непрозрачной системой, в которой «застряли» сотни досье как новых, так и уже присутствующих на рынке ЛС. Кстати, этот фактор стал важной составляющей общего негативного фона, сдерживающей развитие российского рынка в 2011 году - ведь потребление новых препаратов, закрывающих ранее не удовлетворенный спрос, является одной из составляющих роста рынка. В общем, ситуация напоминает затянувшийся кризис. Остается надеяться, что в 2012 году будут найдены решения, способствующие нормализации ситуации.
 
Большинство национальных рынков в Европе находятся в более или менее жестких тисках регулирования цен на медикаменты. С 2010 года этот инструмент сдерживает коммерческую инициативу и участников российского фармрынка. Производители обязаны регистрировать цены на препараты из списка ЖНВЛП, дистрибьюторы и розничные сети не имеют права устанавливать наценку выше лимита для данного региона. Мера приносит результат - цены на лекарства из перечня второй год подряд практически не повышаются.
 
Однако в отличие от Европы в России около 40% рецептурных медикаментов приобретается за счет средств граждан. Однако даже при снижении цен потребитель вряд ли обрадуется исчезновению с прилавка препаратов, которые стали для него привычными и дают необходимый эффект. Такая перспектива сейчас как никогда актуальна - несмотря на адекватность самой идеи ценового регулирования, в России отсутствует ряд механизмов, являющихся важнейшими элементами систем контроля за ценами в Европе.
 
Ключевые из них - это система возмещения за потребленные ЛС (reimbursement), а также процедуры переговоров между представителями регулятора и фармкомпаний для установления справедливой цены на тот или иной препарат, в котором может быть заинтересован широкий круг пациентов. Новое ценовое регулирование, направленное также на сдерживание роста цен в коммерческом сегменте, привело еще к двум эффектам, которые вряд ли входили в замысел инициаторов. Первый - стремление участников товаропроводящей цепочки продавать те торговые марки, которые приносят больше прибыли, а также заметное увеличение средних цен на наиболее дешевые препараты, вызванное особенностями процедуры регистрации цен.

Большую пищу для размышлений дают результаты 2011 года с точки зрения цены, как главного фактора при осуществлении государственных закупок. Здесь в единый клубок сплетены и заинтересованность пациентов в получении действенной лекарственной помощи, и интерес регулятора в эффективном расходовании средств, и коммерческие интересы компаний. Дешево - не всегда хорошо, и дешевизна не всегда свидетельствует о победе справедливости над алчностью. Это можно сказать и про лекарства тоже. Распутать этот узел безболезненно вряд ли получится, но необходимость сбалансировать интересы стала острой как никогда.

Фармрынок никогда не был местом, где выбор потребителя определялся в первую очередь ценовой эластичностью. Однако социально-экономические данные за 2011 год заставляют вспомнить об этой характеристике спроса. На фоне опережающего роста издержек и общей реальной инфляции в потребительском секторе цены на лекарства перестали быть инструментом компенсации роста издержек и обеспечения развития производства. В среднесрочной перспективе росту потребления лекарств угрожает снижение темпов роста доходов и пенсий в РФ, о чем свидетельствуют данные Росстата. В результате темпы роста рынка в 2011 году вряд ли превысят 10-12% в рублевом эквиваленте, что будет обеспечено некоторым ростом потребления (в пределах 2%), перераспределением спроса в сторону более дорогих препаратов, а также заметным повышением цен в секторе, находящемся вне зоны ценового регулирования.

Несмотря на тревогу по поводу развития рыночных тенденций, в 2011 году было немало событий, которые определяют и долгосрочные перспективы российского фармрынка. В 2011 году был поставлен рекорд по количеству заявлений иностранных компаний о готовности к локализации производства в России. Среди них - несколько мультинациональных игроков, что можно оценить как совершенно новое явление.

В бюджетном секторе предпосылок для резкого роста финансирования программ обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС) и «7 нозологий» на федеральном уровне нет. Значит, реальнее всего рассчитывать на то, что рынок будет расти в пределах 12-15%. В целом объем российского фармацевтического рынка в 2012 году достигнет примерно 25 млрд долларов.

Источник: Remedium.ru

скачать dle 11.0фильмы бесплатно



Похожие материалы

  • В 2012 году объем российского фармрынка составил 921 миллиард рублей
  • Объем фармацевтического рынка будет расти, считают эксперты
  • Основной проблемой российской фармотрасли является неблагоприятное законодательство
  • В 2013 году могут исчезнуть дешевые лекарства
  • Фармацевтический рынок России. Итоги 2011 года
  • Принятый в 2010 году Закон «Об обращении лекарственных средств» тормозит развитие фармрынка
  • Обзор российского фармацевтического рынка за 2011 год
  • Фармрынок завершил 2011 год с худшими показателями роста за 10 лет
  • Правила игры в сфере обращения лекарств меняются каждый год
  • К 2013 г. объем российского фармрынка вырастет до 30 млрд долл.
  • Объем сектора госпитальных закупок российского фармрынка в 1 половине 2011 г. достиг объема 2,2 млрд долларов США
  • Перечню ЖНВЛП вернули прежние формы
  • В 2011 году рынок лекарственных препаратов России вырастет на 10–15%
  • Производители лекарств просят ФАС изменить методику регистрации цен
  • Регулирование цен обернулось дефицитом
  • Комментарии к статье: Основные итоги 2011 года для российского фармацевтического рынка (0)
    Информация
    Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 1 дней со дня публикации.